Содержание

Почему в Казахстане на пенсию уходят в 63 года, а в России теперь — в 65

1 июля исполнится полгода, как в стране официально стартовала пенсионная реформа. «Красный день» календаря 1 января 2019 года, когда началось повышение пенсионного возраста, уже вошел в список самых черных дат современной России.

Сегодня власть старательно делает вид, что ничего особенного не произошло. Даже на последней «Прямой линии» президент Путин обошел тему пенсионной реформы стороной, хотя вряд ли кто поверит, что из двух с половиной миллионов вопросов, поступивших главе государства, не набралось и тысячи, которые касались бы повышения пенсионного возраста.

Антинародная реформа, которую сразу прозвали «людоедской», и сейчас, спустя шесть месяцев после старта, вызывает в стране возмущение. Это только кажется, что протест стих, на самом деле он «ушел в подполье».

Миллионы людей до сих пор не могут понять, почему правительство решило поднять планку сразу на пять лет? Ведь перед глазами у всех был пример соседних стран.

В Белоруссии, например, где тоже идет пенсионная реформа, рассматривался вариант повысить возраст выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и 60 — для женщин. Как теперь и у нас. Но Лукашенко на это не пошел, остановившись в итоге на более мягком варианте — 63/58.

То же самое было и в Казахстане. Там повышение пенсионного возраста начали обсуждать еще в начале 2010-х годов, а в 2013-м мажилис (парламент) принял решение о поэтапном поднятии возрастной планки. С 2016 года мужчины уходят на пенсию в 63 года, женщины в 58 (с 2018 года было предусмотрено плавное повышение).

Что любопытно. В России и в Казахстане уровень жизни практически одинаковый, экономическая модель, в которой ставка делается на нефть, газ, металлы, другое сырье, похожая. Вполне сопоставимы и демографические показатели.

Так, средняя продолжительность жизни в Казахстане составляет 71,1 года. В России — 71,9 (по данным ВОЗ на 2018 год). Средняя продолжительность жизни мужчин в Казахстане 66,4 года, в России — 66,8. У женщин — 75,3 и 77,2 соответственно.

Еще немного статистики. ВВП на душу населения в Казахстане — $ 9 977. В России — $ 10 950. (данные МВФ 2018 года). То есть здесь РФ выглядит чуть лучше.

Тогда тем более логичен вопрос: почему Назарбаев, поднимая в свое время пенсионный возраст, ограничился 63 годами (для мужчин), а Путин, располагая значительно большим экономическим потенциалом, сразу «рванул» на 65?

Кстати, по части проведения либеральных реформ Казахстан всегда шел впереди России. Там и льготы для пенсионеров отменили давно, и за услуги ЖКХ население платит в полном объеме. Но вот с пенсионным возрастом власть действовала предельно аккуратно. Как и в Белоруссии. Понимали, видимо, что шутить с этим опасно.

Возможно, потому, что и Назарбаев, и Лукашенко имеют, как говорили раньше, рабоче-крестьянские корни. Лукашенко начинал путь к вершинам власти с колхозных полей, Назарбаев — из металлургических цехов. То есть, понимали настроения простых людей, знали, где можно закрутить гайки, а где рискованно — может и сорвать. А Путин начинал в разведке, по определению больше изучал жизнь чужих, чем своих. Потом была мэрия Санкт-Петербурга…

Как бы то ни было, но в России сочли, что «прокатит» более жесткий, чем у соседей, вариант. Почему? Дело только в триумфальной победе Путина на президентских выборах в марте 2018 года, дававшей гаранту Конституции карт-бланш на проведение непопулярных реформ? Или в чем-то еще?

— То, что произошло с пенсионной реформой в России — это, действительно, следствие эйфории, головокружения от успехов, — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — На президентских выборах-2018 капитализацию Владимира Владимировича раздули до небес. Замечу, большинство у Путина, бесспорно, имелось, но все же не 76,69% голосов. Чистота выборов во многих регионах вызывала вопросы. Тем не менее, в марте 2018 года власть решила, что получила карт-бланш на все.

Напомню, самый первый вариант пенсионной реформы был еще более жесткий. На мой взгляд, Кремль рассчитывал одним махом решить все накопившиеся проблемы, и исходил из того, что следующая президентская шестилетка Путина — с 2024 по 2030 годы — вопрос решенный.

Резкое повышение пенсионного возраста, по расчетам Кремля, позволяло до 2030 года не накапливать новых проблем. Мне, по крайней мере, видится такая логика.

«СП»: — Кремль достиг этих целей?

— Не думаю. Напомню, на октябрьском совещании в правительстве Путин заявил, что пенсионная реформа после президентских поправок даст отрицательный финансовый результат для государства. И потому правительство должно найти средства в федеральном бюджете для финансирования этих изменений.

Сошлюсь также на выводы экономистов НИУ ВШЭ, что пенсионная реформа не способна полностью сгладить негативный эффект сокращения трудоспособного населения. По оценке ВШЭ, спустя примерно 25 лет, Россия вернется к уровню 2019 года по демографической нагрузке — пенсионеры будут, как и сейчас, составлять четверть населения страны.

«СП»: — Почему в бывших республиках СССР власти не решились на резкое повышение пенсионного возраста — так произошло только в России?

— Потому что экономический блок нашего правительства — это бухгалтеры. На предприятии, замечу, умный директор никогда не дает волю своему главному бухгалтеру. Есть даже термин, который характеризует логику бухгалтера с точки зрения управленца — «бухгалтерский кретинизм».

Но в российском правительстве возобладал именно такой подход. Тогда как решать должны политики — взвешивать риски, доводы «за» и «против». Плюс, повторюсь, сказалась эйфория от раздутой капитализации политического веса Путина.

Читайте также:  Как разблокировать sim карту мтс

Сейчас, как мы видим, эта капитализация скукоживается. Отсюда все проблемы: межэлитные разборки, передел собственности. А бухгалтера из правительства заявляют, что после 2020 года придется, возможно, принимать новые решения по повышению пенсионного возраста.

Можно сказать, Кремль с пенсионной реформой оказался у разбитого корыта. Но самое обидное, у разбитого корыта оказалась вся страна. И случилось так, замечу, потому, что при нынешнем мягком авторитаризме все институты в РФ — только декорации. Они нужны лишь для реализации решений, принимаемых в узком круге путинского «Политбюро 2.0».

При этом обратной связи не предусмотрено: кто первым вошел в кабинет к главе государства, и рассказал о величии замыслов — тот и прав.

«СП»: — Кремль сохраняет планы на еще одну «шестилетку» Путина — несмотря на негатив пенсионной реформы?

— Я считаю, сохраняет. Внутриэлитные расклады по-прежнему исходят из того, что в 2024—2030 годы Путин будет управлять страной. Как элиты этого добьются — вопрос политтехнологий. Другое дело, что система перешла в режим самоедства. И ее ожидания, на мой взгляд, не оправданы.

«СП»: — Можно ли сказать, что Назарбаев и Лукашенко не стали играть с огнем, повышая пенсионный возраст, потому что лучше чувствуют настроения низов?

— В Казахстане и Белоруссии совершенно другие масштабы экономики и государства. Все же Россия — страна огромная, и здесь должны работать институты. Напрямую управлять Россией невозможно, а Белоруссией и Казахстаном — вполне.

Ведь что такое Белоруссия? По численности населения республика меньше Москвы — при всем уважении к белорусам. А Казахстан? Да, территория огромная, но населения — 18 млн. человек. То есть, как в Московской агломерации.

Именно поэтому Лукашенко и Назарбаев лучше чувствуют низовые настроения, чем Путин. К тому же президенту РФ, как показывает жизнь, эти низовые настроения не очень интересны. Куда больше его занимает внешняя политика.

— Наше неолиберальное правительство исходит из постулата, что народ в России не любит и не умеет работать, — отмечает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — Поэтому с точки зрения неолиберальной группировки, повышение пенсионного возраста — вопрос практически религиозного мировоззрения. Мол, раз вы не хотите работать как надо — мы вас заставим, ленивых скотов, поработать пять лет дополнительно.

Элита в том же Казахстане рассуждает по-другому. При всей схожести ситуации с Россией, есть принципиальное отличие: казахская элита строит национальное государство. Главная задача при этом — выстоять как нация, особенно в условиях соседства с мощным Китаем.

Необходимость выстоять в какой-то мере объединяет казахскую элиту и простой народ. Отношения между ними более демократичные, чем в России. Отсюда и взвешенность при повышении пенсионного возраста в Казахстане.

Тот же фактор — национального строительства — консолидирует сейчас Украину.

А вот в России ничего не строится. У нас те, кто вслух объявили себя новыми дворянами, ведут себя в логике сословного общества. Та же неолиберальная группировка смотрит на «глубинный народ» (в терминах помощника президента РФ Владислава Суркова) как на новую нефть. И готова выжать эту нефть до капли — под свои, «великих» и «несравненных», нужды.

И должен заметить: если наша элита не переменит своих умонастроений — не покается в пенсионной реформе — негативное социально-экономические последствия совершат тектоническую деструкцию России. И в плане ее территориального разрушения, и в разрушительном социальном противостоянии.

Внутренний, независимый, промышленный: туризм в России обсуждали на форуме Visit Russia в Ярославле

Отмена индексации выплат работающим пенсионерам ведет к краху всей системы

В правительстве пояснили, когда пенсионная реформа начнет давать плоды

Владимир Путин подписал два закона, касающихся пенсии граждан России и военнослужащих. Суть законов заключается в том, чтобы выплатить повышенное материальное обеспечение работающим пенсионерам и тем, чей трудовой стаж приходился на советский период, а также произвести дополнительные послабления отдельным категориям граждан.

Закон о повышении размера выплат

Последние новости сообщают, какой закон подписал Путин о пенсиях. Это закон об увеличении степени пенсионного благосостояния для граждан старшего поколения с учетом советского стажа работы и, конечно, общественной защищенности трудящихся людей.

Как сказал Президент: «Пусть главы регионов тоже сделают вклад в ликвидацию бедности, ведь объявленная прибавка позволит более чем в полтора раза повысить прожиточный минимум пенсионера».

Такое повышение касается и состоятельных регионов с достаточно высоким уровнем жизни. Губернаторы федерации обязаны установить численность жителей, для которых будет выделяться помощь.

Такое увеличение пенсий в среднем на 1 000 рублей становится возможным, благодаря проведению пенсионной реформы.

Планируется выделение помощи и содействие гражданам, для которых получение пенсии – единственный доход в жизни. Особенно, когда ее размер не доходит до установленного в районах прожиточного минимума. Для таких лиц будет выделена социальная дополнительная помощь.

Индексирование пенсий в новом году: новый закон

Правительство России каждый год пересматривает масштаб пенсионного бюджета.

С 1 января выплата пособий увеличится на 7,05%, и средний размер ежемесячных выплат пенсионерам составит 15 185 рублей.

В феврале получат дополнительный процент те граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости и пособие по инвалидности.

Дополнительные 2.4% будут ежемесячно, начиная с февраля, получать федеральные льготники:

Следующая помощь государства предусмотрена на апрель месяц. Повысится пособие тем людям, которые находятся на полном государственном обеспечении. Данное послабление затронет граждан, которые не работают на данный момент. Повышенное пособие также получат: дети-инвалиды, инвалиды с рождения, чернобыльцы, лица, которым назначено два вида выплат. К ним имеют отношение участники ВОВ, инвалиды войны и вдовы погибших.

Порядок увеличения размер ежемесячных выплат

Граждане с минимальным стажем стоят в первых рядах на повышение дохода. Размер пособия составит немного больше 9000 рублей.

Далее поднимутся выплаты инвалидам первой группы и детям инвалидам с детства. Доплата этой категории повысится до 14 тысяч рублей. Индексация затронет и пенсии по инвалидности военнослужащих. Их пособие увеличится существенно и составит около 30 000 рублей.

Утверждение единовременных выплат

Законодательством утверждены две категории единовременной выплаты ко дню Победы в Великой Отечественной войне: 10 000 и 7 000 рублей.

Помощь в 10 000 рублей получат:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • трудящиеся на объектах противовоздушной обороны;
  • лица военно-морского флота.

Эти выплаты стали ежегодным подарком людям, пережившим те нелегкие времена.

Единовременную помощь в 7 000 рублей получат:

  • бывшие совершеннолетние узники концлагерей и тюрем;
  • труженики тыла.
Читайте также:  Пенсия для вредников по списку 2

В минувшем году единовременная помощь была выдана двум миллионам человек. На этот год количество жителей значительно уменьшилось в связи ухода ветеранов.

Изменение размера выплат для работающих граждан

По статистике на 2018 год, на территории РФ проживает порядка 43 миллионов пенсионеров.

Третья часть людей ежедневно ходят на работу. Для такой категории россиян повышение пособия в текущем году, к сожалению, не предусмотрено.

Министерство России сделает перерасчет пенсий в связи с увеличением трудового стажа и в августе произведет небольшую надбавку, которая составит 3 пенсионных балла. Это означает, что помощь работающим пенсионерам составит 261 рублей.

Одобренные Путиным нововведения, касающиеся неработающих льготников

Напомним, что Путин подписал 2 закона о пенсиях, которые касаются и неработающих жителей. Так, с 1 января пенсия подрастет на 7,05%. Таким образом, доход россиян увеличится на 1000 рублей. Повысится и прожиточный минимум жителей. На данный момент он составляет 8 615 рублей. Людям, получающим пособие ниже этого уровня, предоставляется доплата.

Трудовые пенсии у неработающих пенсионеров ближайшие три года будут расти по 1000 рублей в год, и составят к 2020 году 16 500 рублей.

Тем гражданам, которые находятся на заслуженном отдыхе, не работают, будет выплачиваться дополнительный процент, соответствующий уровню прожиточного минимума. Все расходы учтены в бюджете государственного фонда. Также с 1 апреля будут увеличены и социальные выплаты на 2,4%.

Планируемые затраты государственного бюджета на развитие пенсионной системы в 2019 году составят 6,635 триллиона рублей.

С 2017 года пенсии индексировались только неработающим пенсионерам. При увольнении с работы все не выплаченные индексации производились через три полных месяца после ухода с работы.

Обратите внимание: с этого года дополнительная выплата будет производиться со следующего месяца после увольнения. Все пропущенные пособия возможно вернуть только в случае расчета с работы с первого числа следующего месяца.

Новый закон о пенсиях военнослужащих

Известно, что доход бывших военнослужащих не самый маленький по стране. Это связано с тем, что военнообязанные выдерживают на службе большие моральные и физические нагрузки. После присяги они полностью отданы Вооруженным силам России и подвержены тяжелым испытаниям.

Военных в отставке остро волнует вопрос получения доплат. По известным данным размер пенсии и индексации напрямую начнет зависеть от степени заработной платы за последние пять лет службы, а также от должности и звания отставника.

Повышение пенсии делится на две категории:

  1. по достижению определенного возраста;
  2. по состоянию здоровья (инвалидности).

Согласно решениям, принятым в 2018 году, с 1 января начнется индексация военных пособий. Пенсионный фонд выделил на эти цели 2,26 млрд. рублей. Всем отставникам будут увеличены пособия, а также подготовлены к выдаче ряд добавок и льгот.

Индексация пенсий и надбавки военнослужащим и приравненным к ним лицам

Президент РФ Владимир Путин на собрании в Госдуме призывал наладить отношения со всеми государственными структурами для своевременной выдачи пенсионных довольствий. Новый закон предусматривает повышение пособий и сотрудникам ОВД, гвардейцам.

По заявлению Президента, доход пенсионного бюджета позволяет произвести индексацию всем военнослужащим.

Напомним, что согласно прошлогоднему Указу, пенсионерам и военным была выплачена доплата в размере 5000 рублей. В конце 2018 существовала информация, что из-за трудного экономического положения в стране индексация военных пособий заморожена. Но пенсионная реформа позволит выплачивать военным среднюю пенсию в размере 26 200 рублей.

Важно! Еще одна доплата для военных и приравненных к ним лицам будет произведена в апреле.

Отметим, что по заявлениям многих экономистов в России действует противоречивый закон о военных пенсиях. Трудовой стаж составляет 20 лет, то есть на заслуженный отдых человек выходит в возрасте примерно сорока лет. Рассматриваются законопроекты по увеличению стажа до тридцати лет. Предположительно, это позволит сэкономить значительные средства и увеличит пенсионное довольство. Что касается окончательного решения по осенней индексации военных, то ответа у правительства пока нет.

Что не так с объявленной «пенсионной реформой» (кроме ее небрежности)? Комментарии экспертов

Алексей Павлишак / ТАСС

  • Смысл так называемой «пенсионной реформы», которая стартует в России 1 января 2019 года, сводится к бухгалтерской спецоперации в интересах государственного бюджета: правительство на ходу латает фискальные дыры, даже не пытаясь решить системные проблемы и стимулировать экономический рост. Строго говоря, это не реформа, а обычный перерасчет, равно как и планы властей по повышению ставки НДС. Единственная цель проводимой политики — найти дополнительные деньги для исполнения «майского указа» президента и сбалансировать доходы и расходы казны.

    «Вместо того чтобы заниматься всем комплексом пенсионных проблем — формированием пенсионных прав и пенсионных накоплений, льготами для отдельных категорий работников — правительство сдвигает срок доступа к пенсиям, изменив только пенсионный возраст», — говорит главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.

    Действия правительства небрежны и непродуманны, согласен экономист Евгений Гонтмахер.

    К примеру, недавно социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о планах отменить балльную систему и перейти на новый способ расчета пенсионных выплат. «С этим решением я согласен, но предлагать альтернативу надо было гораздо раньше и в пакете с повышением пенсионного возраста», — говорит эксперт. Правила игры снова меняются, но пенсионная система так и не обрела ясные очертания.

    Читайте также

    Карманы, полные печали. Три решения правительства лишат каждого работающего россиянина 100 000 рублей за шесть лет

    Реформа на коленке

    Первое, что бросается в глаза в действиях правительства — это спешка, с которой принимаются столь важные решения.

    В развитых странах о повышении возраста выхода на пенсию граждан принято предупреждать заранее. «В Германии сейчас известно о том, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году, — говорит Евгений Гонтмахер. — Это делается потому, что люди должны иметь возможность адаптироваться к новой ситуации». В особенности это актуально для России, где пенсионный возраст не менялся с 1930-х годов, а теперь население ставят перед фактом за полгода до начала повышения.

    Пенсионные реформы почти никогда не затрагивают тех, кто выходит на пенсию в следующем году, говорит Табах: «Невозможно честно объяснить, почему, если женщина родилась 31 декабря 1963 года, то она может выйти на пенсию в 55 лет, а если в 1964 году, то уже на два года позже». При этом Россия обладает финансовыми резервами, чтобы начать этот процесс не сейчас, а через несколько лет. «Из-за высоких цен на нефть пополняется Фонд национального благосостояния, бюджет находится в профиците, уровень госдолга низкий, не говоря уже про дивиденды госкомпаний, которые можно было бы направить на поддержание пенсионной системы», — считает Гонтмахер.

    Читайте также:  Продажа валюты в курске выгодный

    Читайте также

    Реформа или крах. Правительство будет менять пенсионный возраст в экстренном порядке

    В передовой международной практике пенсионные проблемы решаются совсем по-другому. Образцовый пример — комиссия по реформе солидарной пенсионной системы под руководством будущего главы ФРС Алана Гринспена, действовавшая в 1981-1983 годах в США. В течение двух лет представители обеих политических партий, профсоюзов и бизнеса согласовывали реформу. «Было решено повысить пенсионный возраст и размер социальных взносов, но при этом высшая бюрократия и члены конгресса стали платить социальные взносы, были урезаны различные льготы, а пенсии состоятельных американцев начали облагать подоходным налогом. В итоге пенсионная система была стабилизирована еще на 20 лет», — рассказывает Табах.

    Даже в России пенсионная реформа 2002 года публично обсуждалась в течение 4 лет на платформе специального совета при президенте.

    «Сейчас Путин говорит о том, что он в этом не участвует. Как это возможно? Президент по Конституции определяет основные направления внутренней политики страны, но пенсионная реформа — это не его дело?» — удивляется Гонтмахер

    (о том, что президент не участвует в проработке пенсионной реформы, заявил в понедельник Дмитрий Песков — А. Х.

    Впрочем, вмешательство президента наверняка зарезервировано под смягчение жесткого сценария, изначально предложенного правительством.

    Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

    Фискальный промах

    Правительство выбрало самый простой способ действий на пенсионном поприще, который позволяет временно сохранить размер выплат для действующих пенсионеров на текущем уровне, но не делает пенсионную систему более сбалансированной в долгосрочном периоде. На первых порах экономия превысит 200 млрд рублей в год, но фискальный эффект довольно быстро сойдет на нет, поскольку рано или поздно люди, затронутые реформой, смогут выйти на пенсию. К тому же средняя продолжительность жизни в России растет примерно на полгода за календарный год. «Через 10 лет, когда закончится период повышения пенсионного возраста, окажется, что люди, достигшие пенсионного возраста, живут дольше еще на 5 лет. Либо пенсионный возраст опять придется сдвигать, либо искать деньги в другом месте», — говорит Табах.

    Читайте также

    Два года на дожитие. Правительство приготовилось к экстренному повышению пенсионного возраста

    Дмитрий Медведев пообещал, что за счет отсрочки выхода на пенсию для 10 млн человек ежемесячные выплаты оставшимся пенсионеров вырастут на 1000 рублей. Но половина этой суммы — это естественная индексация, предусмотренная законом, а другая часть в значительной степени будет съедена инфляцией.

    «Это тактическая перекачка пенсионных прав молодых поколений в пользу нынешних пенсионеров. Причем еще неизвестно, какой будет инфляция после повышения НДС и не обвалится ли в очередной раз рубль», — говорит Гонтмахер.

    Но самое главное, реформа пенсионной системы подразумевает понимание того, что происходит на рынке труда: при низких зарплатах и высокой безработице сбалансировать ПФР невозможно в принципе. Именно такая ситуация ждет Россию после повышения пенсионного возраста из-за отсутствия экономического роста, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Баланс на рынке труда будет нарушен, безработица вырастет. Людям придется платить пособия. Как следствие, сэкономить бюджету ничего не удастся».

    Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

    С собираемостью страховых взносов у правительства и так большие проблемы: половина взносов ПФР формируется всего 10% работников, точнее их работодателями, а примерно за треть работников страховые взносы не уплачиваются вовсе. Из-за распространенности серой занятости многие люди не успеют накопить необходимый стаж и смогут претендовать на социальную пенсию только в 68 лет для женщин или 70 лет для мужчин. «Скрытое повышение пенсионного возраста для тех, кому не хватает стажа и баллов для страховой пенсии, идет достаточно давно — с 2015 года», — указывает Табах.

    Пенсионные привилегии

    Один из главных перекосов в пенсионной системе связан со льготными условиями выплат.

    Сейчас почти 30% граждан, то есть около 14 млн человек, выходят на пенсию раньше срока — это неоправданно высокий процент, который не встречается нигде в мире,

    говорит Сафонов. Именно досрочные пенсии, за которые платят все граждане, обеспечивают существенную часть нагрузки на Пенсионный фонд.

    «Есть некоторая категория людей, которые за государственный счет имеют возможность выйти на пенсию намного раньше, чем все остальные. Справедливость этих прав вызывает много вопросов — конечно, не для ветеранов боевых действий, а для многочисленных столоначальников в силовых ведомствах», — говорит Табах.

    Речь идет о сотнях тысяч сотрудников органов власти и правоохранительных органов — прокурорах, военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих, — которые выходят на пенсию в 40 с небольшим лет и получают различные надбавки.

    Читайте также

    Принцип «Газпрома». Юлия Латынина: у населения изымают деньги, чтобы зарыть их в землю

    В силовых структурах минимальный стаж выслуги сейчас составляет 20 лет, тогда как для большинства профессий нормальным сроком считается 30 лет работы. В отличие от шахтеров или инвалидов, эти люди обычно не имеют хронических проблем со здоровьем и сохраняют возможность работать — к примеру, военнослужащие после армии выходят на рынок труда и устраиваются охранниками или менеджерами.

    Многие из этих людей получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета — по статьям соответствующих ведомств.

    Для силовых ведомств в России фактически создана отдельная корпоративная пенсионная система, что производит на остальное население очень тяжелое политическое впечатление.

    «Силовики охраняют эту власть, не дай бог, их тронут. Получается, что их интересы учитываются гораздо больше, чем интересы большинства населения», — говорит Гонтмахер.

    Но и многие «вредные» производства сегодня уже совсем не являются таковыми — стандарты по ним устанавливались десятилетия назад, а переаттестация рабочих мест и профессий идет крайне медленно, говорит Табах. Среди категорий досрочников есть также ряд низкооплачиваемых, но не представляющих никакой опасности профессий — например, школьные педагоги. «В этой связи нужно изменить подход, чтобы досрочная пенсия была возможна не в строго установленный срок, а только по факту утраты трудоспособности», — считает Сафонов.

    Попытки двигаться в этом направлении уже предпринимались: Минфин недавно предлагал повысить для силовиков стаж выслуги до 25–30 лет. Однако Татьяна Голикова ранее заявила, что льготы для военнослужащих и сотрудников силовых структур сохранятся в полном объеме. Поддержка этой узкой прослойки людей для властей сегодня не менее важна, чем благополучие всех остальных 46 млн пенсионеров.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Ваше имя